Как правильно нарисовать голову человека, соблюдая пропорции. Основные закономерности в конструкции головы человека. Знание этих пропорций поможет начинающему художнику в работе над портретом.
Рисование головы человека включает в себя пять этапов, но в данной статье будут рассмотрены только три, и так:
- Нанесение крайних точек от подбородка до макушки и центрально луча (линии). Рисование овала головы яйцевидной формы. Пометки профильных линии: линии глаз, нижнего основания носа и разреза губ. Изображение линии основания уха и направление шеи.
- Нанесение основных частей лица, к которым относятся глаза, надбровные дуги, нос, губы и уши. Нанесение собственной тени.
- Проверка и анализ нанесенных частей лица, волос и прорисовка формы головы, и ее частей более сильными линиями.
- Передача теней: собственных и падающих.
- Анализ и обобщение светоцветовых отношений изображения. Введение нюансных переходов в тенях и на свету.
Для рисования портрета можно использовать свой глазомер и не намечать никаких линий для соблюдения пропорций, просто садиться и рисовать с фотографии или натуры, как говориться “на глаз”. Но по собственному опыту знаю, что можно немного не угадать с размерами задуманного рисунка, если рисовать без нанесения крайних точек – не вместить все на листке бумаги и получить коня без копыт, а человек без ног и т.д.
В художественной практике установлены идеальные пропорции для головы человека. И хотя в жизни редко встречаются люди с идеальными пропорциями лица, все-таки их полезно знать, чтобы лучше понимать индивидуальные пропорции живой натуры.
Зная эти пропорции можно нарисовать себе сетку, в которой легче будет определить и наметить основные черты лица (см. рисунок ниже). Согласно этим пропорциям от темени (верхней точки головы) до конца подбородка по горизонтали делится на две равные части линией глазных впадин. Прямоугольник, в котором будем рисовать овал головы человека, берем размером 14 х10 см.
Высота головы состоит из 7 равных частей. Верхняя часть отделяет линию волос, вторая снизу линия основания носа, а нижняя основание нижней губы. Ширина головы состоит из 5 равных частей. Расстояние между глазами принимается равным ширине крыльев носа (или глаза). Расстояние от бровей до основания носа определяет величину ушей.
Когда сетка нарисована и нанесены все точки:
- Рисуем овал яйцевидной формы в пределах прямоугольника (размер 14 х 10 см, а = 2 см).
- Намечаем глаза, зрачки, верхнее и нижнее веко.
- Над глазами рисуем брови.
- Рисуем нос.
- На линии рта (красный цвет на рисунке) рисуем губы. От середины каждого глаза можно провести вертикальную линию, между этими линиями располагаются уголки рта. Форма губ разная. Но верхняя всегда темнее, нижняя светлее, на нее падает свет.
- Рисуем уши. Уши располагаются между линиями переносицы и кончика носа.
- Рисуем шею.
- Выделяем мягким карандашом: брови, ресницы, зрачок, ноздри, линию рта.
- Рисуем волосы и создаем мужской или женский образ.
Глаза
Глаза бывают разной формы, как и другие части лица и могут отличаться: маленькие, большие, выпуклые, глубо посажены и т.д. Нижнее веко больше освещено, чем верхнее, которое темнее. Для лучшего отображения черт лица необходимо попрактиковаться. Для начала можно их срисовывать с фото.
Рисуем губы
Губы, как и глаза, являются очень выразительными чертами лица и отличаются по форме: тонкие, толстые, средние, ровные по контуру или с изгибом на верхней губе.
Рисуем нос
Леонардо да Винчи изучая строение человеческого тела и анатомию человека, классифицировал формы носа, они бывают: прямые (1), вогнутые или курносые (2) и выпуклые или горбоносые (3).
Еще носы бывают длинные, короткие, узкие и широкие. Основание носа равно ширине глаза. При нанесении контуров носа стоит знать, что середина лицевой линии носа проходит через середину его основания и кончика. Отличаются также крылья носа, при нанесении теней стоит внимательно изучить строение и особенность этой части лица вашего объекта изображения. Говорят: если научишься рисовать нос – научишься рисовать человека.
Рисуем волосы
Волосы начинаются на середине расстояния от линии глаз до темени. Волосы состоят из многочисленных прядей. Можно не прорисовывать отдельные прядки, а набрасывать отдельные их группы и пучки.
Когда попрактиковались в изображении отдельных черт лица можно прорисовать их в отдельном рисунке с сеткой, которую рисовали ранее.
Всю магию поверили гармонией.
Главное, начинающему художнику потом не зациклиться на этих закономерностях в конструкции. Ведь таланты и гении уже рождаются с памятью своего прошлого опыта: обучать их – испортить этот дар. Я тоже в школе, когда ходила в изостудию, проходила такую теорию, но оказалось, что я – не начинающий и не гений))))) А урок – просто классный!
Спасибо большое, Lada!
У каждого художника свой путь. Я вот начинала рисовать портреты без этих знаний о пропорциях.Но мне интересна классическая живопись и основы ее изучаю самостоятельно. В моем случае, такие знания дополняют способности, а дар, считаю, потерять сложно, это надо сильно постараться )))
И вот не знаю, была ли я художником в прошлой жизни или нет, мне кажется я была писателем )))
Да, с даром я погорячилась, наверное…)))))
Интересная и познавательная статья! Спасибо!
Cпасибо Вам, Наташа!
Целая наука, как и все остальное, вероятно. Хотя когда появляется опыт, конечно, начинаешь лучше видеть и чувствовать эти особенности и становится проще отобразить их в рисунке. Интересно было ознакомиться с технологией рисования лиц!
Хоть информация имеет значение больше для любителей и начинающих художников, приятно удивляет интерес людей не занимающихся изучением основ изобразительного искусства.
Спасибо, Вам, Елена!
Очень интересный материал, требующий детального изучения. Не все рождаются талантливыми, многим приходится учиться и в целом благодаря такой информации, кстати, спасибо за ее подробное изложение, теперь надо браться за практическое применения знаний.
Спасибо, Максим!
Я думаю, все-таки рождаются с талантом все, но для его развития некоторым приходится учиться.
У весьма не многих людей имеются такие умения и знания на генетическом уровне, которые проявляются в раннем возрасте, еще до обучения. Изучаю биографию многих известных художников и могу судить об этом, хотя мое мнение весьма субъективно.
Я думаю,что не развивая свои способности даже самый великий талант можно загубить, хорошо когда человек его выявляет, попадает в общество, в котором его мотивируют к развитию. Не редко можно услышать, зачем тебе рисование, музыка….? Лучше занимайся математикой, будешь богатым банкиром и тебе пригодятся знания… Думаю, что творческие качества надо развивать людям самых различных профессий, это так же как и свойства памяти, просто без этого всего мы дегенерируем в мире современного прогресса.
В Вашем комментарии затронуты несколько важных тем.
Я думаю, что как ни занимайся математикой, а если ты мечтаешь о творчестве, то рано или поздно это проявиться. Может это будет в виде хобби и увлечения, а может стать дополнительным способом заработка, а может стать делом жизни. Окружающие, родные и общество не всегда поддерживает,но иногда НЕ поддержка -очень мотивирует некоторых к действиям, которые противоположны совету общества. Типа: “я докажу всем и себе, что могу…”.
А творческие качества – очень недооценивают, соглашусь с Вами – их необходимо развивать всем. Ведь все открытия, все нестандартные решения – это креативность, творчество. Люди прошлого, имеющие даже самые смелые фантазии, не могли даже представить себе, что плавать может не только дерево, но и метал, которой по своему свойству тонет и ржавеет в воде. А теперь это обычное явление: корабли, самолеты и т.д. А все благодаря творческому мышлению и открытости всему новому.
А рисование – один из методов проявить свои творческие способности. Но опять же, необходимо заниматься тем, что нравиться. Если не рисование, то есть музыка, танцы, пение, декор и т.д.
Конечно, есть случаи когда человек вопреки тому, что ему говорят не стоит этим заниматься, когда у него нет поддержки действует вопреки, но это не так часто встречающиеся люди, таких людей я бы сравнил с очень крепкими деревьями, способных прорости даже сквозь асфальт, проламывающие своей жаждой жизни любые преграда. Конечно, лучше расти и развиваться, когда окружающая среда способствует развитию. Когда вокруг тебя присутствуют мотивирующие люди. Так приятно получить поддержку вовремя и она иногда нужна как глоток свежего воздуха.
Насчет развития в каждом человеке творческих качеств, не стандартного мышления я абсолютно согласен и считаю, это просто необходимым для того, чтобы в жизни быть успешным, востребованным и в конце концов получать удовольствие от жизни, включая как созерцание так непосредственное творчество.
Очень соглашусь с мнением про поддержку – это помогает очень, особо в начале пути, да и всегда помогает и вдохновляет.
Взять, к примеру, у художника Ван Гога не было поддержки и он не продал ни одной картины при жизни, а у Сальвадора Дали была жена, которая занялась рекламой и продажей его работ и он стал довольно богатым при жизни. Так что, свою роль поддержка и вера ближних бесспорно является важным фактором успеха! Но у меня поддержки и веры ни близких, ни родных небыло в начале, только после того как я сама поверила в себя – стали верить и другие! И сейчас поддерживают, верят в успех моего творчества и помогают всячески.